Евсеев Фёдор - Адвокат по уголовным делам
Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

Когда человек берет банковский займ и допускает длительную просрочку платежей, финансовое учреждение начинает предпринимать меры по взысканию долга. Один из способов - привлечение коллекторов. Хотя деятельность из регламентируется законом, некоторые сотрудники преувеличивают свои полномочия. Одним из доступных средств связи с должником является мобильный телефон и интернет. Встречают угрозы коллекторов в соц. сетях должника. Что делать если угрожают коллекторы по телефону или в интернете?

Какие полномочия есть у коллекторов

До 2016 года деятельность коллекторских бюро не регулировалась. Ключевой нормой, на которую опирались подобные организации, являлась ст. 24 ГК РФ, которая указывает на имущественную ответственность гражданина по долгам, а также статья 382 ГК РФ, которая говорит о возможности перехода прав кредитора к третьим лицам.

Но ситуация изменилась с введением Федерального закона №230 “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности...", который определил перечень прав и обязанностей коллекторов.

В ст. 4 Закона перечислены права коллекторов по взаимодействию с гражданином. Они могут:

  • Встречаться с должником лично.
  • Вести переговоры по телефону.
  • Взаимодействовать посредством отправки виртуальных сообщений. Это может быть смс-рассылка, голосовые сообщения или письма на электронный почтовый ящик гражданина, в соцсетях.
  • Направлять бумажные обращения. Это заказные письма, которые приходят по почте.

Что касается телефонных звонков от коллекторов и личных встреч с ними, то законодатель установил строгие ограничения по количеству, а также определил жесткие временные рамки:

  • коллекторы вправе звонить должнику в определенный промежуток времени: в будни — с 8 утра до 10 вечера, в праздники и выходные — с 9 утра до 8 вечера;
  • максимальное количество звонков: 1 раз в сутки, 2 раза в неделю и 8 раз в месяц;
  • личные встречи допустимы лишь 1 раз в месяц;
  • в начале разговора коллектор обязан представиться: сообщить свои Ф.И.О. и назвать фирму, в которой работает.

Коллектор имеет право осуществлять взаимодействие с членами семьи плательщика либо с третьими лицами, имеющими к данному гражданину прямое отношение, лишь в случае одновременного соблюдения двух условий:

  1. Должник дал на это письменное разрешение.
  2. Указанные лица сами не против общения с коллекторами.

Законодатель выделил несколько категорий граждан, с которыми коллекторы не имеют право взаимодействовать. Это:

  • Несовершеннолетние дети.
  • Недееспособные граждане.
  • Пациенты медицинских учреждений.

Обратите внимание! Недееспособность и прочие обстоятельства требуется подтвердить документально. Иначе коллекторы имеют право звонить или приходить к данным гражданам.

На осуществление коллекторской деятельности теперь требуется официальное разрешение - государственная лицензия. Обязательным является и внесение сведений об организации в Реестр ФССП.

Что запрещено делать коллекторам

При взаимодействии с должником или иными лицами сотрудникам коллекторских бюро воспрещается:

  • использовать оскорбительные слова и жесты;
  • применять к гражданам физическое воздействие или психологическое насилие;
  • портить имущество должника или угрожать его уничтожением;
  • унижать честь и достоинство человека, распространять клевету и порочащие сведения;
  • вводить неплательщика в заблуждение относительно суммы его задолженности, стадии дела и прочих аналогичных моментов.

Как вести себя с коллекторами

Сотрудники коллекторских бюро взаимодействуют с должниками не только в реальной жизни, но и виртуально - по телефону или в социальных сетях. Как нужно вести себя в данной ситуации?

Общий алгоритм действий должника следующий:

  1. Попросить абонента представиться. Сотрудник коллекторского бюро обязан назвать свои личные данные и название организации, от имени которой он взыскивает долг.
  2. Собрать доказательства неправомерного поведения. Необходимо записывать на диктофон все переговоры и сохранять сообщения, в которых прослеживается незаконные действия коллекторов.  Это поможет привлечь их к наказанию.
  3. Написать жалобу в уполномоченную инстанцию. Имея на руках подтверждения того, что коллекторы превышают должностные полномочия,  можно оформлять жалобу и направить ее в соответствующие госорган.

Правила взаимодействия должника с коллекторами

Главное правило, которого следует придерживаться в процессе общения с сотрудниками коллекторского бюро, - вежливость. Даже если они хамят и угрожают, необходимость сдерживать эмоции, не поддаваться на провокации.

Также следует уточнить важный момент - кем конкретно является звонящий: сотрудником кредитного отдела взыскания банка или представителем коллекторского бюро. В первом случае можно попробовать договориться о решении проблемы мирно - попросить банк о реструктуризации долга или предоставления отсрочки по платежам. Финансовое учреждение заинтересовано в возврате средств, поэтому может пойти навстречу.

Если абонент представляет коллекторское бюро, то необходимо узнать полное название агентства и реквизиты заключенного с банком агентского договора или соглашения цессии. Далее следует позвонить в  финансовое учреждение и узнать, действительно ли оформлено соглашение с этим бюро. Если подобного не происходило, звонящие - мошенники. О них следует сообщить в полицию.

Если коллекторы говорят, что имеют на руках кредитный договор неплательщика, то нужно поинтересоваться, почему ни одна из сторон не уведомила гражданина о продаже долга. Такое правило установлено в ст. 382 ГК РФ. Далее следует запросить у взыскателей копии кредитного договора и соглашения на продажу долга. Есть два варианта дальнейшего развития событий:

  • Документы отсутствуют. Если коллекторы отказываются предоставить копии запрашиваемых бумаг - должник имеет полное право отказаться от взаимодействия с ними.
  • Бумаги есть. Если сотрудники агентства согласились выслать документы, то необходимо запросить выписку, в которой видно общую сумму задолженности и алгоритм ее расчета.

Обратите внимание! Если документы оказались в порядке, а сумма долга - не завышенной, то можно предложить коллекторам решить вопрос мирно, погасив долг или договорившись о графике погашения.

Если должник не согласен с размером  задолженности, то нужно настаивать на подаче иска в суд. Разбирательство для коллекторов невыгодно, так как часть начисленных процентов спишется судьей. Кроме этого, подача искового заявления останавливает начисление пени и штрафов.

Куда писать жалобу на коллекторов

Есть несколько уполномоченных органов,  в которых можно пожаловаться на недобросовестную работу коллекторских бюро. Выбор инстанции зависит от вида допущенных нарушений:

  • ФССП РФ. Судебные приставы осуществляют общий надзор за работой коллекторов. Если сотрудники агентства демонстрируют хамское поведение или беспокоят должника в запрещенное время суток, то ФССП РФ может привлечь их к дисциплинарной ответственности.
  • НАПКА. Это национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств. Организация подобна СРО. Главная цель ее существования -  формирование цивилизованной системы взаимоотношений между должниками и коллекторами.
  • Полиция или следственный комитет.  Сюда обращаются в случае, если сотрудники коллекторских угрожают жизни, здоровью, имуществу должника или членов его семьи либо вымогают долг.  А в полицию целесообразно обращаться в ситуации, когда от имени коллекторов действуют мошенники.
  • Роскомнадзор. Этот госорган занимается охраной личных данных граждан. Если коллекторы нарушили тайну индивидуальных сведений должника, то Роскомнадзор может привлечь их к административной ответственности.

Обратите внимание! Должник вправе пожаловаться на банк, если в кредитном соглашении не было пункта, подтверждающего согласие заемщика на передачу личных данных третьим лицам.

Коллекторы звонят по чужим долгам

Подобная ситуация может возникнуть по нескольким причинам:

  • при оформлении кредитного соглашения недобросовестный должник указал чужой телефонный номер вместо своего;
  • гражданин решил помочь родственнику или знакомому и согласился быть поручителем либо разрешил оставить свои данные в кредитном договоре в качестве контактного лица;
  • человек является наследником погибшего заемщика. Чтобы избежать необходимости гасить чужой долг, не нужно принимать наследство с долгами, которые соразмерны стоимости наследства.
Была ли эта статья для вас полезной?
0
0
Поделиться:
Мы рады, что статья была полезной для вас
Информация на сайте могла устареть, рекомендуем обратиться к юристу для уточнения вашего вопроса.
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
  • Кратко опишите проблему и оставьте свои контактные данные
  • В течении 5 минут с вами свяжется юрист и ответит на ваши вопросы
  • Вы получаете развернутый ответ юриста и знаете как действовать
    дальше
Поле обязательно для заполнения Введите номер телефона для связи
У вас есть вопрос к юристу?
Готовы задать вопрос сейчас?
Вы уверены что вам не требуется помощь профессионала?
Это бесплатно, быстро и удобно! Вы можете получить консультацию просто позвонив по телефону: